О королях и капусте (bortans) wrote,
О королях и капусте
bortans

Category:

Советы начинающему водителю

Написал советы по вождению для знакомого, который учится водить машину. Может быть еще кому-то будут полезны. Ничего особенного в них нет, все довольно просто и известно, но уже тем, у кого есть определенный стаж вождения.

Наверняка, где-то в сети подобное есть, но мне было проще написать самому, чем искать и выбирать подходящие советы. Сохранена стилистика оригинала с обращением на ты. Картинки добавил уже здесь, чтобы было не так скучно.

1. Перед дорогой

1

- Когда садишься за руль – убедись, что тебе все комфортно, хорошо видно и понятно. Удобное положение сидения и руля, правильно настроены зеркала, и ты хорошо понимаешь, что и где в данной машине переключается. Торопиться трогаться не следует, тебя никто не гонит. Потом во время движения у тебя уже не будет времени в чем-то разбираться и настраивать.

- Также важно чувствовать габариты машины. Это приходит с опытом (и даже тогда к габаритам каждой новой машины нужно какое-то время привыкать), сначала лучше перестраховываться в этом отношении.

- Я уже много лет езжу на автоматической коробке передач, но начинать лучше с механической. Как минимум, потому, что потом в жизни могут попадаться машины с мехнической коробкой. И вообще, научившись водить машину с механической коробкой, ты будешь лучше понимать принцип переключения передач и лучше чувствовать машину и ее управление.

- Обычная проблема начинающих на механической коробке – машина глохнет при попытке тронуться. Это исправляется легко, просто не спеши отпускать сцепление. Передерживай его подольше и отпускай плавно, когда нога уже уверенно давит на газ. Хуже от этого не станет (разве что мотор погудит на холостых оборотах, ну и пусть), зато машина глохнуть никогда не будет. Со временем привыкнешь отпускать сцепление синхронно с нажатием на газ, но в начале к этому стремиться не обязательно. Аналогично и во время движения при переключении передач: нажимай сцепление заранее, не спеши его отпускать и отпускай плавно.

- Пристегнись и потребуй пристегнуться своих пассажиров! Обязательно и без вариантов, неважно где ты едешь и с какой скоростью, это должно быть устойчивым рефлексом. Не обращай внимания, что это делают не все водители. У тебя и твоих пассажиров – своя жизнь и безопасность, и когда ты за рулем – ты отвечаешь за всех.

- Если трогаешься на дороге – включай левый поворот и убедись, что помех слева нет. Если при этом сзади приближается машина, то когда тронулся – набирай скорость быстрее, чтобы ей не мешать.

2. Движение

2

- Во время движения правая нога всегда должна быть или на педали газа, или на педали тормоза. Только в таких случаях ты можешь контролировать ситуацию и управлять машиной.

- Избегай резких действий на дороге без необходимости, если они только не направлены на избежание аварийных ситуаций, например когда тебе нужно быстро повернуть перед приближающейся машиной, или ускориться при обгоне. Когда ты действуешь плавно и спокойно, у других водителей есть больше времени на оценку ситуации.

- Известное правило ДДД (дай дураку дорогу) всегда будет сохранять актуальность. Во время вождения надо смотреть сразу по всем сторонам, пусть иногда и переферийным зрением, и предвидеть все возможные нештатные ситуации. Другая машина может выехать на красный свет, со второстепенной дороги, перестроиться на твою полосу и т.д. Даже если у тебя приоритет на дороге согласно правилам – это не значит, что можно расслабляться. Недостаточно только самому соблюдать правила. Нужно выходить из аварийных ситуаций, а еще лучше не допускать их и предотвращать в самом зародыше, и когда другие водители правил не соблюдают.

- Если ехать не спеша, то и аварийных ситуаций будет меньше, т.к. будет гораздо больше времени на что-то отреагировать. Вообще, не превышай скорость в первое время. В будущем ты это будешь делать, так что свое еще наверстаешь. Однако если ехать сильно медленнее общей скорости потока, то тоже будет плохо – будешь создавать помехи другим.

- Если в данный момент тебе комфортно ехать не слишком быстро, ты никому не преграждаешь дорогу (например, не едешь по левой полосе, когда другие полосы свободны), а кто-то сзади тебя сигналит и моргает фарами – это его личные сексуальные проблемы. Если ты в такой ситации начнешь нервничать, что-то делать слишком резко и попадешь в аварию – виноват будешь ты, а не тот, кто тебя торопил. Это же касается и других ситуаций, когда кто-то сигналами или агрессивным поведением пытается поставить тебя в невыгодную для тебя ситуацию. Конечно, аварийных ситуаций необходимо избегать, и вежливым быть тоже нужно. Но не надо ради других ставить себя на дороге в невыгодную ситуацию или некомфортное положение. Независимо от стажа и марки машины – на дороге все равны.

3. Дистанция и торможение

3

- Самое спокойное и безопасное – ехать в одном ряду, примерно со скоростью общего потока и без перестроений. Ты никого не трогаешь и тебя никто не трогает, если только ты не едешь в крайнем левом ряду и не мешаешь другим машинам тебя обгонять. ОДНАКО при этом исключительно важно держать дистанцию. Большинство аварий происходит из-за того, что задняя машина не держала дистанцию и не успела остановиться после резкого торможения машины впереди. На дороге может произойти что угодно за доли секунды. Машина впереди тебя в любой момент может резко затормозить, и ты всегда должен быть к этому готов. Если недалеко впереди тебя едет машина, то даже отвлечение на доли секунды от дистанции до нее – может привести к аварии. Только в фильмах водитель может повернуться к пассажиру и пять минут с ним говорить, в жизни это делать нельзя.

- Многие не понимают, что стоит следить и за дистанцией машины сзади тебя. Пусть и он будет виноват в аварии, сильно легче от этого тебе не станет. Разбирательства и ремонт – малоприятное дело. Конечно, ты не можешь за другого водителя решать на какой дистанции он будет ехать, но что ты можешь делать – это самому не тормозить резко. Даже если впереди тебя машина резко затормозила, то старайся тормозить плавно (если есть возможность), чтобы водитель сзади тебя тоже успел это сделать. Более того, если ты видишь, что машины впереди тебя начинают тормозить, то нажми на педаль тормоза пару раз заранее, даже если и будешь продолжать потом ехать, чтобы заранее предупредить водителей сзади своими стоп-сигналами.

- При этом стоит при торможении поглядывать в зеркало заднего вида, чтобы быть спокойным, что водитель сзади тебя успеет остановиться. Но опять же, это только в тех ситуациях, когда у тебя есть возможность тормозить плавно. Если ее нет и ситуация критическая, то ни о чем не думай и сразу жми до пола педали тормоза и сцепления.

4. Перестроение

4

- Когда перестраиваешься в другой ряд, то обязательно полностью поворачивай голову, а не только смотри в боковые зеркала. С обеих сторон есть мертвые зоны, которые в боковые зеркала ты не увидишь. Со временем, в каких-то ситуациях это уже будет необязательно делать (например, если ты только что обогнал машину, которая ехала в крайнем правом ряду, то достаточно при перестроении посмотреть в зеркало заднего вида, поскольку никто кроме нее тебе помешать не может). В первое время, однако, поворачивай голову всегда, даже в самых безопасных ситуациях, чтобы это стало автоматической привычкой. Лучше вообще на дороге перестраховываться, хуже от этого не будет.

- Потенциально аварийная ситуация – одновременное параллельное перестроение двух машин в ряд между ними, например из рядов 1 и 3 в ряд 2. Опасность здесь в том, что при таком перестроении ты действуешь одновременно с водителем другой машины, а значит не успеешь отреагировать на его действия. Поэтому старайся никогда не перестраиваться в соседний ряд, если в следующем от него ряду едет другая машина. Сначала или обгони ее, или пропусти впереди себя.

- По машине двигающейся параллельно тебе можно увидеть начало перестроения по ее колесам, они поворачиваются на доли секунды быстрее, чем машина меняет положение на дороге. Но это требует опыта, поэтому на этот показатель не ориентируйся, просто избегай параллельных перестроений.

5. Обгоны

5

- Еще один очень опасный элемент – обгон, особенно с выездом на полосу встречного движения. Если во время обычного движения безопаснее ехать с небольшой скоростью, то при таком обгоне – наоборот, безопаснее ускориться, чтобы быстрее завершить обгон и вернуться на свою полосу.

- Если при начале обгона ты видишь, что машина впереди тебя включила левый поворотник – это часто значит, что ее водитель видит впереди препятствие для тебя и указывает, что обгонять нельзя. Сам тоже так сигналь другим водителям в подобных случаях.

- Кроме того, не обгоняй на поворотах и в конце подъема в гору (когда не видно приближающихся машин), и вообще не обгоняй, если на 100% не уверен в безопасности. В первое время вообще избегай обгонять с выездом на встречную полосу, лучше приедешь на 5 мин позже.

6. Повороты

6

Если ты когда-то смотрел гонки, то понимаешь, что мастерство гонщиков определяется умением проходить повороты. Утопить педаль газа в пол на прямой дороге может каждый дурак. У тебя, конечно, нет цели всех обгонять, но правильное прохождение поворотов остается одним из признаков квалификации водителя. Основные правила при этом следующие:

- Всегда сбрасывай скорость перед поворотом. Тебе может казаться, что ты едешь медленно, но в поворотах требования к скорости совсем другие.

- Тормози ДО поворота, а не во время него, иначе тебя будет заносить. Во время поворота надо как раз держать ногу на педали газа, добавляя тяги машине, чтобы аккуратно выходить из поворота.

- После выхода из поворота не отпускай руль полностью, чтобы он сам возвращался, а немного контролируй его рукой.

- Даже только после дождя дорога может быть скользкой, не говоря уже о гололедице. Это проявляется и при торможениях, и в поворотах. В этом сложно кого-то убедить теоретически, придется самому хоть раз попасть в ситуацию, когда теряешь контроль над машиной и она ведет себя как захочет. Поэтому, как минимум, езди в дождь и гололедицу на небольшой скорости, чтобы заносы машины не привели к аварии. Еще лучше – иметь подходящую резину и ABS. Можешь найти на YouTube много видео, в которых наглядно показывается, что происходит при торможениях и поворотах на скользкой дороге с ABS и без оной.

7. Зеркала

7

- Когда сдаешь назад, то не просто смотри в зеркало заднего вида, а поворачивайся полностью назад, закидывая правую руку за подголовник пассажирского сидения. При этом смотри и назад, и влево-вправо.

- Много аварий происходит из-за того, что водитель просто не видел препятствия. Например, в темном дворе ты сдаешь назад и наезжаешь на мусорный бак или небольшой столб, которые не были тебе видны. Поэтому когда ты сдаешь назад в незнакомом тебе месте, особенно когда темно, сначала выйди из машины и проверь, что сзади ничего и никто не мешает. В аварии с другими машинами я по своей вине ни разу не попадал (было две аварии, но по чужой вине), но в подобные препятствия, когда только учился ездить, пару раз раз въезжал.

- Аналогичная ситуация возникает когда ты едешь в одну сторону, а смотришь в другую. Например, когда ты выезжаешь со второстепенной дороги на главную, впереди тебя движутся машины, и ты (уверенный, что они и так движутся вперед), смотришь не вперед на них, а вбок или назад на главную дорогу, проверяя что на ней машин нет. При этом буквально за долю секунды машины на второстепенной дороге впереди тебя могут остановиться. Продолжение понятно.

- В сухом остатке: на дороге надо много крутить головой и сразу во все стороны.

8. Сигналы и фары

8

- Избегай сигналить другим водителям без необходимости. Это редко помогает, только нервирует остальных.

- Как только зашло солнце – включай ближний свет, даже если ты еще все хорошо видишь. Цель не только в том, чтобы ты видел лучше, но и чтобы другие водители лучше видели тебя. После захода солнца машины кажутся серыми и сливаются с дорогой, если у них не включены фары.

- За городом на трассах ближний свет стоит включать всегда. Там скорости выше, и дополнительное предупреждение другим машинам не помешает.

- Ночью за городом часто полезно включать дальний свет. Но если ты видишь приближающуюся навстречу машину – не забудь переключиться на ближний, чтобы не ослепить водителя.

- Мигание фарами в плотном потоке в городе часто означает, что тебя пропускают, однако не всегда. Будь осторожен с этими сигналами и с миганием другим. Часто понятнее просто показать рукой, что ты кого-то пропускаешь.

9. Пешеходы

9

- В России и на Украине, в отличие например от США, очень много пешеходных переходов на многополосном движении без светофора. Это смертельно опасно, большинство пешеходов сбивают именно на таких переходах. Машины в правых рядах останавливаются, чтобы пропустить пешехода, а машина в левом ряду – пешехода за другими машинами не видит, продолжает движение и сбивает его, как только он доходит до левого ряда. На YouTube есть много видео с подобными случаями. Поэтому если ты едешь в левом ряду и видишь, что машины в рядах справа от тебя тормозят – это сигнал, что дорогу, скорее всего, кто-то переходит. И неважно видишь ли ты пешехода - заранее притормаживай и сам.

- Аналогично, притормаживай, если справа остановился автобус или троллейбус. Не все запомнили из школы, что обходить автобус нужно сзади. И, конечно, всегда тормози перед трамвайной остановкой к которой подошел трамвай. Почему-то многие водители не знают этого элементарного правила.

- Когда ты был пешеходом, то наверняка раздражался, когда водители не пропускали тебя при переходе улицы. Не следуй их примеру, пропускай пешеходов. ОДНАКО учитывай при этом ситуацию описанную выше. Если ты едешь в правом ряду и видишь пешехода, но при этом в крайнем левом ряду быстро едет машина и может его не видеть или не успеть затормозить, то иногда тебе, возможно, не стоит будет пропускать пешехода. Не в смысле давить его, а в смысле не останавливаться, если он еще не начал переходить дорогу. Это уже довольно сложная ситуация для анализа, тебе придется оценивать ее в каждом конкретном случае. Главное правило, аналогично как и в ДДД – нужно думать не только за себя, но и за других водителей и пешеходов.

10. Вежливость

10

- Если со второстепенной дороги выезжает машина в сплошной поток, то ей часто сложно пробиться, не пропускают. Если это не создаст больших проблем тем, кто едет сзади тебя – пропусти ее.

- Бывают и другие ситации, когда из вежливости стоит пропустить другого водителя: перестроение, выход из обгона и т.д.

- Если тебя пропустили на дороге, то включи на несколько секунд аварийку. Это знак благодарности для машины сзади тебя, которая тебя пропустила.

11. Напоследок

11

- Через пару лет тебе станет казаться, что ты уже все знаешь и понимаешь, и можно уже не быть таким осторожным. Ты будешь ошибаться. Во-первых, опыта еще будет очень мало, набери сначала хотя бы 100 тыс. км. Во-вторых, предусмотрительным и внимательным на дороге нужно быть всегда, просто со временем это уже станет автоматическим. И хотя со стороны будет казаться, что ты ведешь уверенно и быстро, внутри ты все равно будешь осторожным и внимательным, просто будешь быстрее принимать решения и чувствовать себя увереннее.
Tags: гениальные мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →